понедельник, 10 мая 2010 г.

Климат-инвест-контроль

инвестиции

У России нет денег. Правительство снова принялось всерьез ухаживать за западными инвесторами.

В сентябре 2008 года первый вице-премьер Игорь Шувалов признался членам Валдайского клуба, объединяющего мировых экспертов по России, что лично звонил генпрокурору Юрию Чайке и уговаривал его не начинать массовые выемки документов ТНК-BP, пока поссорившиеся акционеры не договорятся между собой. Это было исключение из правила, говорил Шувалов, обычно дополнительная защита со стороны чиновников иностранному капиталу в России не нужна. Теперь высокопоставленный чиновник Шувалов—уполномоченный по правам инвесторов и занимается их защитой официально и на постоянной основе. А курируемое им Министерство экономического развития создает систему экстренной помощи иностранному бизнесу.

С лета 2008 года нефть подешевела, внешние финансовые ресурсы подорожали, на российский бизнес надежды нет—отечественные компании и банки и так уже должны западным коллегам почти полтриллиона долларов. Значит, нужна помощь иностранного капитала, а он в Россию не спешит. В феврале глава Минэкономики Эльвира Набиуллина призналась Дмитрию Медведеву, что 60% прямых иностранных вложений в Россию—это деньги российского бизнеса, оформленные через компании в иностранной юрисдикции.


Ручную поддержку иностранным бизнесменам решено поставить на поток. Президент дает поручения своей администрации и правительству—максимально упростить все процедуры для иностранцев, начинающих бизнес в России. Правительство придумывает специальную программу повышения инвестиционной привлекательности. Минэкономики должно помогать инвесторам советом и делом.

Уже в конце декабря был реформирован действующий с 1994 года Консультативный совет по иностранным инвестициям, «абсолютно неживой орган», по словам источника Newsweek в аппарате правительства, про который премьер вспоминал раз в несколько лет, «а на Новый год и Рождество подписывал его членам поздравительные открытки». Теперь в нем появился исполком во главе с Набиуллиной, и ее министерство старается быстро рассматривать жалобы иностранцев. «Самой эффективной структурой [для западного бизнеса] теперь стал именно Консультативный совет»,—говорит участвующий в его работе директор одной из западных фирм. Он поясняет, в чем смысл: «О вопросе, вынесенном на обсуждение, сразу же узнают высшие чиновники».


Если верить собеседникам в Белом доме и Минэкономики, система подачи жалоб устроена действительно удобно и просто. Инвесторам достаточно написать письмо на имя Набиуллиной или инвестиционного омбудсмена Шувалова, и специалисты Минэкономики, «службы одного окна» для инвесторов, как называет свое ведомство Набиуллина, спешат им на помощь. В состав совета входить необязательно: IKEA не входит, но и ее проблемы уже решаются.


В начале апреля глава Минэкономики отчиталась перед правительством об уже рассмотренных жалобах иностранных компаний. Текст этого письма есть у Newsweek. С начала года рассмотрены семь обращений, связанных в основном с работой российской таможни и ввозными пошлинами. Помочь удалось не всем.
Procter & Gamble, Pepsi и Tetra Pak попросили правительство подумать о снижении ввозных пошлин на сырье, с которым они потом работают в России. К примеру, Tetra Pak хотела уменьшить выплаты за импортируемую основу для картона, которую в России купить все равно негде. Им отказали. Kraft Foods сама отозвала свое заявление, поняв после консультации в Минэкономики, что просто не разобралась в хитросплетениях законодательства, касающихся ввоза сухого молока.


Зато Procter & Gamble уже радуется новому бизнес-климату. Компания просила упростить ввоз женских прокладок Always (одного из своих брендов), которые проходили на таможне как товары медицинского назначения—таблетки или бинты. Минэкономики организовало встречу представителей компании и специалистов Минздрава, и теперь прокладки будут попадать в Россию более простым путем.


Но у западных предпринимателей есть проблемы посерьезнее прокладок. Больше года назад IKEA закончила строительство своего первого магазина в Самаре, а на ее сайте уже полгода висит надпись «Скоро открытие!». Областные власти не оформляли разрешительные документы на землю, компания несколько раз переносила сроки открытия, а потом даже заявляла, что вообще уйдет из Самары. Теперь источник Newsweek в Минэкономики утверждает, что магазин может быть открыт к концу лета—благодаря вмешательству его ведомства и полпреда президента в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты.


Помогли американской металлургической компании Alcoа. Президент «Алкоа Россия» Андрей Донец рассказал Newsweek, что в прошлом году оператор портового терминала в Находке задержал их груз, потому что обслуживающая его транспортная компания должна порту деньги. «Алкоа Россия» пошла в милицию, в суд и заодно написала жалобу в Консультативный совет. Минэкономики вмешалось, и Минтранс в итоге внес изменения в свои нормативные документы. В конце года они вступят в силу, и собственники грузов перестанут страдать от конфликтов портов с транспортниками. «Это реальный пример быстрого реагирования [совета] на конкретную проблему»,—говорит Донец.


Лидеры предпринимательских ассоциаций уверены, что у такого механизма помощи бизнесу есть будущее. Зампредседателя «Деловой России» Елена Николаева уверена, что совет «будет очень эффективным органом, потому что уровень рассмотрения вопросов там самый высокий». С ней согласен и первый зампред комитета Думы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев: «Это будет самый близкий к власти орган, площадка, где иностранные инвесторы смогут задать любые вопросы и добиться ответов».


Но помочь тем, кто уже работает в России,—полдела. Главное—завлечь остальных. Для этого уже готова программа повышения инвестиционной привлекательности России. Накануне майских праздников в письме премьеру (есть у Newsweek) Набиуллина предложила правительству стать более открытым и чаще встречаться с инвесторами.


В июле 2010 года пройдет круглый стол для западных инвестиционных аналитиков и экономических журналистов—вице-премьеры и министры расскажут о своих планах и даже попросят совета: как лучше и правильнее менять имидж российской экономики. Месяцем раньше инвесторов будут обхаживать на экономическом форуме в Петербурге.


Начиная с сентября Минэкономики планирует устраивать ежеквартальные брифинги с участием руководства страны и высших чиновников для ведущих западных финансовых СМИ. Одновременно чиновников заставят лично ездить по мировым финансовым центрам, таким как Нью-Йорк, Лондон или Гонконг, и убеждать глобальный бизнес в том, что в Москве ему гарантированы зеленый свет и поддержка. Сотрудник экспертного управления Кремля рассказал Newsweek, что обсуждается возможность заключения нового контракта с одной из ведущих мировых PR-компаний по налаживанию контактов с мировой прессой, инвесторами и банками.


Получится ли у правительства всерьез завести новый роман с мировым бизнесом, сказать трудно. Подскочит цена на нефть—и вместо специально отобранных интеллигентных чиновников, знающих английский и умеющих позвонить кому надо, инвесторов снова будут ждать плохо работающие российские суды. Зато отечественные предприниматели от этой новой любви государства к западным инвесторам уже в плюсе—либерализация земельного и строительного законодательства, системы сертификации товаров и ввозных пошлин им точно на руку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий